SAE. Классификация моторных, трансмиссионных масел
Моторные масла
SAE J-300 DEC 99
В большинстве развитых стран мира общепринятой служит классификация моторных масел по вязкости, установленная SAE (Американским обществом автомобильных инженеров) в стандарте SAE J-300 DEC 99 и введенная в действие с августа 2001 г.
Данная классификация содержит 11 классов:
6 зимних — 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w (w — winter, зима)
5 летних — 20, 30, 40, 50, 60.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение через дефис, причем первым указывается зимний (с индексом w) класс, а вторым летний, на пример SAE 5w-40, SAE 10w-30 и т. д. Зимние масла характеризуют два максимальных значения динамической (в отличие от кинематической для ГОСТа) вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С. Летние масла характеризуют пределы кинематической вязкости при 100°С, а также минимальное значение динамической высокотемпературной (при 150°С) вязкости при градиенте скорости сдвига 106с1.
В обеих вязкостных классификациях (ГОСТ, SAE) чем меньше цифра в числителе с индексом «з» (ГОСТ) или перед буквой «w» (SAE), тем меньше вязкость масла при низкой температуре и соответственно легче холодный пуск двигателя. Чем больше цифра, стоящая в знаменателе (ГОСТ) или после дефиса (SAE), тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя в летнюю жару.
максимальная вязкость, при температуре | min | max | min | ||
---|---|---|---|---|---|
проворачивание по методу ASTM D 5293 (вискозиметр CCS, имитация холодного пуска), мПа-с | прокачиваемость по методу ASTM D 4684 (вискозиметр MRV) кинематическая при 100°С, мПа-с | кинематическая при 100°С (по методу ASTM D 445), мм2/с | динамическая при 150°С и высокой скорости сдвига по методу ASTM D 4683 или СЕС L-36-A-90, на коническом имитаторе подшипника, мПа-с | ||
Класс вязкости | Низкотемпературная (динамическая) вязкость | Высокотемпературная вязкость | |||
0w | 6200 при -35°С | 60 000 при -40°С | 3,8 | — | — |
5w | 6600 при -30°С | 60 000 при -35°С | 3,8 | — | — |
10w | 7000 при -25°С | 60 000 при -30°С | 4,1 | — | — |
15w | 7000 при -20°С | 60 000 при -25°С | 5,6 | — | — |
20w | 9500 при -15°С | 60 000 при -20°С | 5,6 | — | — |
25w | 13 000 при -10°С | 60 000 при -15°С | 9,3 | — | — |
20 | — | — | 5,6 | 9,3 | 2,6 |
30 | — | — | 9,3 | 12,5 | 2,9 |
40 | — | — | 12,5 | 16,3 | 2,9* |
40 | — | — | 12,5 | 16,3 | 3,7** |
50 | — | — | 16,3 | 21,9 | 3,7 |
60 | — | — | 21,9 | 26,1 | 3,7 |
* Для классов SAE 0w-40, 5w-40, 10w-40.
** Для классов SAE 40, 15w-40, 20w-40, 25w-40.
В таблице приведено примерное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 классам вязкости по SAEJ-300
ГОСТ 17479.1-85 | SAE J-300 | ГОСТ 17479.1-85 | SAE J-300 |
---|---|---|---|
Класс вязкости | Класс вязкости | ||
Зз | 5w | 24 | 60 |
4з | 10w | Зз/8 | 5w-20 |
5з | 15w | 4з/6 | 10w-20 |
6з | 20w | 4з/8 | |
6 | 20 | 4з/10 | 10w-30 |
8 | 5з/10 | 15w-30 | |
10 | 30 | 5з/12 | |
12 | 5з/14 | 15w-40 | |
14 | 40 | 6з/12 | 20w-30 |
16 | 6з/14 | 20w-40 | |
20 | 50 | 6з/16 |
Трансмиссионные масла
Классификация SAE J306 по вязкости автомобильных трансмиссионных масел
минимум | минимум | ||
---|---|---|---|
Класс вязкости по SAE | Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Пас, оС, не выше * | Кинематическая вязкость при 100°С, мм2/с ** | |
70W | -55 | 4,1 | — |
75W | -40 | 4,1 | — |
80W | -26 | 7,0 | — |
85W | -12 | 11,0 | — |
80 | — | 7,0 | 11,0 |
85 | — | 11,0 | 13,5 |
90 | — | 13,5 | 24,0 |
140 | — | 24,0 | 41,0 |
250 | — | 41,0 | — |
* С использованием метода ASTM D 2983
** С использованием метода ASTM D 445
Соответствие классов вязкости и групп эксплуатационных свойств трансмиссионных масел ГОСТ 17479.2, зарубежным классификациям SAE J306 и API
Класс вязкости ГОСТ 17479.2 | Класс вязкости SAE J306 | Группа масла ГОСТ 17479.2 | Группа масла API |
---|---|---|---|
9 | 75w | TM-1 | GL-1 |
12 | 80W/85 | TM-2 | GL-2 |
18 | 90 | TM-3 | GL-3 |
34 | 140 | TM-4 | GL-4 |
TM-5 | GL-5 |